Психологические элементы давления в го
Мы уже писали о том, что такое этикет го и как правильно себя вести за гобаном. Сегодня мы поговорим о том, что часто воспринимается, как плохие манеры одними, а другими как определенным опытом и умением самоконтроля, аналогом блефа в покере.
Хоть го и является игрой опыта и умений, в ней присутствуют элементы психологического давления, и некоторые игроки умело пользуются этим, чтобы выбить оппонента из игры и тем самым получить победу более легкой ценой.
Если Вы смотрели аниме «Хикару и го», то уже представляете, о чем пойдет речь, ведь в нем было немало примеров использования психологического напряжения оппонента в своих интересах, а также показаны приемы отвлечения оппонента от игры. К примеру Юки Митани стучал камнем по ребру гобана, имитируя звук постановки камня, чем подталкивал оппонентов к внеочередному ходу, а профессиональный игрок Хонъимбо Кувабара эмоционально давил вроде бы безобидными разговорами, но какой эффект они имели!
В этой статье мы немного подробнее изучим приемы психологического давления, чтобы вы всегда могли определить, кто пытается выбить вас из колеи намеренно.
Психологические элементы давления в го
Одним из примеров психологического давления является сила постановки камня. Камень, поставленный на доску с силой и агрессией при нападении, может оказать двойное давление на оппонента не только своим ходом, но и резким, полным вызова звуком. Или же аккуратно поставленный камень на определенный пункт, а затем бережно поглаженный по отполированной поверхности подушечками пальцев может смутить и натолкнуть на мысль о том, что существует линия нападения и развития партии, которую он не предусмотрел и именно этот камень является ключевым в развитии дальнейших событий. Таким образом, оппонент будет бегать по кругу, выискивая то, чего может и не быть. В профессиональной игре все это расходует столь драгоценное во время партии время.
Иногда некоторые правила игр позволяют такой не очень красивый прием, когда камень ставится на одном конце гобана и потом пальцами доводится через все поле до нужного пункта, заставляя оппонента метаться глазами в поисках того самого пункта, на который оппонент собирается поставить камень.
Также отвлекающими факторами может быть перебор камней в чаше. Звуки на подсознательном уровне заставляют оппонента желать коснуться камней, взять их в руки, тем самым спровоцировав необдуманный ход. Но это также провоцирует и того, кто исполняет такое, ведь его руки тоже держат камни.
Еще одним из предметов, традиционным в атрибутике игрока и имеющим сильную отвлекающую способность, является веер. Нервное и беспрерывное открытие и закрытие веера, шлепки о ладонь – все это заставляет оппонента нервничать и делает его игру поспешной и полной ошибок.
Так же моментальные ответы на ходы другого игрока, намеренное ускорение игры, заставляющее оппонента действовать в ответ быстрее, завершает наш хит-парад.
Все эти психологические элементы давления в го, хоть и не запрещены, но в странах с традиционным подходом будут восприниматься как дурной тон, кроме того, разве победа, доставшаяся не совсем честным путем приносит столько удовольствия, как честная и заслуженная?