Изучив правила игры в Рэндзю и поняв построения простых структур, мы вполне можем начинать играть, но все ли так просто? Конечно нет. Помимо основных правил игры, где всего-то нужно поставить в ряд пять камней одинакового цвета, существует ряд ограничений для черных. Такие ограничения называются фолами. Их и форсированные элементы атаки (вилки) мы и изучим в этом разделе.
В разделе «простые структуры» мы уже говорили о том, что четверки и тройки являются инструментами атаки, которые оппоненту необходимо или блокировать или контратаковать. Но если расставлять только тройки и четверки, то велика вероятность, что заставив все поле камнями, вы сведете игру в ничью. И именно поэтому так важно знать о том, как построить вилки и уметь создавать одним ходом двойную угрозу, которая заставит противника изрядно попотеть.
Вилки и фолы в Рэндзю.
Вилкой в Рэндзю называют создание двойной или тройной угрозы построения пятерки одним ходом, то есть построение троек или четверок таким способом, чтобы они, пересекаясь в одной точке, несли в себе угрозу завершения пятеркой. Но не все вилки, разрешенные для белых, разрешены и для черных.
Как мы уже говорили, вилки 3х3 и 4х4, а так же все вилки, кратные двум, запрещены черным к построению и приводят к фолу, то есть поражению. Единственным исключением являются вилки 3х4. Белые же могут строить любые вилки, без ограничений и запретов.
Количество создаваемых угроз одной вилкой, называют кратностью вилки.
3х3 вилки и фолы в Рэндзю:
На диаграмме ниже показаны виды построения вилок 3х3, где белым разрешены ходы, приводящие к построениям таких вилок, в то время как для черных такие ходы приводят к фолу и автоматическому поражению.
4х4 вилки и фолы в Рэндзю:
На приведенных ниже диаграммах вы можете видеть виды построения вилок 4х4, запрещенные для черных, но разрешенные для белых.
4х3 вилки и фолы в Рэндзю:
Но не все вилки, созданные черными, приводят к фолу. Единственной разрешенной вилкой в Рэндзю для черных является вилка 4х3, примеры построения которых можно увидеть на диаграммах внизу.
Другие вилки:
Но вилки не обязательно должны приводить к построению двух возможных угроз. Они могут содержать и три и даже четыре угрозы одновременно, но построить их сложнее. На примере ниже указаны построения вилок 3х3х4 и 4х4х3, разрешенные белым, но опять же, запрещенные для черных. Такие вилки несут в себе сразу несколько угроз и, как правило, заканчиваются построением пятерки.
То есть, любые вилки, в которых есть как минимум две тройки или две четверки, являются фоловыми для черных.
Благодаря таким правилам игры, белые могут выиграть не только построив ряд из пяти камней своего цвета, но и вынудив черных поставить камень на фоловый пункт. Такая победа называется «выигрыш фолом».
Псевдофолы:
Но в Рэндзю не все так, как кажется и ходы, которые на первый взгляд могут выглядеть как вилки запрещенные для черных, на деле оказываются псевдофолами. На диаграмме ниже мы разберем несколько таких примеров.
Давайте разберем, что же мы видим на самом деле. Под номером один мы четко видим вилки 3х3, не так ли? А вот и нет, так как вилка 3х3 образует пару троек, в то время как у нас одна из угроз является псевдотройкой, то есть такой тройкой, из которой невозможно построить открытую четверку.
Под номером два, вопреки показавшейся вилке 4х4, у нас псевдофол, ибо построение горизонтальной четверки никогда не завершится пятеркой, а длинным рядом, поэтому такой ход не является запрещенным.
Под третьим номером вовсе не вилка 3х3х4, которая запрещена к построению черным, а разрешенная вилка 3х4, ибо диагональная линия является не тройкой, а псевдотройкой, которая станет настоящей тройкой только после хода, отмеченного запрещенным значком, который, в свою очередь, приведет к построению фоловой вилки 4х4, вследствие чего невозможен.
Под номером четыре идет пример построения тройки. И хоть на пятой горизонтали у нас уже есть тройка, такой ход не создаст вилку 3х3, так как не является точкой пересечения троек.
Но не всегда бывает очевидным, является ли ход фоловым или нет. Как же определить наверняка?
Давайте вместе взглянем на приведенную ниже диаграмму. Что мы там видим? Являются ли ходы, помеченные символом лапки запрещенными или разрешенными для черных?
Чтобы понять, является ли ход разрешенным или запрещенным, нужно в первую очередь понять, влечет ли он собой создание вилки 3х3, и, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проверить, являются ли обе тройки, участвующие в построении, открытыми. Если да, то перед нами самая настоящая вилка, если нет, то ход для черных разрешенный.
И теперь мы можем смело сказать, что левый нижний пример не является вилкой 3х3, так как одна из троек не влечет за собой создание открытой четверки, что является обязательным условием создания вилки.
Но вот так ли все легко со вторым примером? Давайте разберемся.
Представим, что на месте нашей воображаемой лапки уже стоит камень:
Теперь, глядя на диаграмму, можем ли мы смело назвать горизонтальный ряд открытой тройкой, которая в один ход влечет собой построение открытой четверки? Да, поставив камень на пункт I10 мы создадим открытую четверку, которая в один ход завершится созданием пятерки. Теперь давайте взглянем на диагональный ряд. Может ли ход на пункт K11 завершится построением открытой четверки? Мы даже не будем рассматривать вариант хода на G7, так как он влечет за собой создание прикрытой четверки, а сразу перейдем к пункту К11. Но даже поставив камень на этот пункт мы не образуем открытой четверки, а лишь прикрытую, так как в дальнейшем, поставив камень на пункт L12, мы образуем не пятерку, а длинный ряд, что является запрещенным ходом для черных и влечет к поражению.
Выигрыш фолом:
Правила игры в Рэндзю существенно ограничивают вариативность ходов для черных и белые этим активно пользуются, вынуждая черных поставить камень на фоловый пункт. К примеру, некоторые четверки, которые раньше были прикрытыми, теперь, из-за невозможности черных поставить камень на нужный им пункт, превратились в открытые, от которых черным уже нет спасения.
На диаграмме выше мы видим четыре варианта выигрыша фолом, где красным запрещенным символом отмечены ходы, которые обернуться для черных фолом, то есть поражением. На левом верхнем примере постановка черного камня в пункт В13 повлечет собой создание длинного ряда, пункты K11 и L11 ведут к построению вилок 3х3, пункт Е3 – построение вилки 4х4 и, наконец, пункт М4 — построение вилки 3х3. Каждый из этих ходов является фоловым и ведет к автоматическому поражению для черных. И белые активно используют эти позиции. Символ лапки показывает варианты ходов, которые повлекут за собой создание открытой четверки и последующую победу.
Уход от фола:
Как же защититься от агрессивного нападения белых и вынужденного фола? Есть несколько приемов уклонения:
Превентивный удар. Стоит черным занять пункт K6 или B14, то угроза со стороны белых на предыдущей диаграмме «выигрыш фолом» будет ликвидирована. Но такой прием, как мы видим, срабатывает не всегда.В случае открытых троек придется искать иные варианты уклонения.
Изменение типа вилки. На приведенном ниже примере мы видим, как запрещенный пункт G9, образующий вилку 3х3, может стать разрешенной вилкой 3х4, стоит лишь черным занять один из пунктов, помеченный розовой лапкой. И таким образом ход белых на G11 не повлечет за собой выигрыш фолом.
Псевдофол. Избавиться от угрозы можно также превратив несущую угрозу вилку в псевдофол. К примеру, поставь мы на той же диаграмме черный камень на пункт D12, как вилка перестает быть вилкой, ибо теперь диагональная линия не может стать открытой четверкой, а ход на E11 и вовсе сделает из построения длинный ряд, ведущий к фолу.
Давайте рассмотрим еще один пример:
На рисунке выше мы видим открытую угрозу от белых в пункте F14. В случае если белые поставят туда камень, пункт E13, который мог бы помочь черным отвести угрозу, будет являться фоловым, так как создаст собой запрещенную к построению вилку 3х3. Но если черные предусмотрительно поставят камень на пункт G12, то теперь ход на G11 не повлечет за собой угрозу создания открытой четверки, а станет фоловым, создав запрещенную вилку 4х4. А значит, ход на E13 не создаст вилку 3х3, так как одна из троек никогда не завершиться пятеркой.
Оживление тройки:
На диаграмме выше мы видим четыре примера оживления тройки.
На верхнем левом примере, поставив черный камень на пункт D15, мы откроем запрещенный ранее к использованию пункт D13, так как теперь он не несет собой создание запрещенной вилки 4х4, так как ход черными на пункт D14 приведет к созданию запрещенного длинного ряда.
На правом верхнем примере мы видим попытку белых сделать черным вынужденный фол на К12, конечно, поставив первыми камень на М10 черные уйдут от угрозы, но это не принесет им победы, в отличие от хода на К14. Поставив камень на этот пункт черные не только избавятся от запрещенной вилки 4х4, но и создадут опасную открытую диагональную тройку и оживят уже существующую горизонтальную, так как теперь пункт К12 станет разрешенным к построению, так как вертикальная четверка никогда не сумеет стать пятеркой, а только длинным рядом.
Постановка камня на пункт D7 повлечет собой создание вилки 3х3, которая, однако, разрешена, так как последний поставленный камень не является местом создания пересечения.
И последний пример показывает образование уникальной разрешенной вилки 3х4, разрешенной к построению. Так как ход на L7 убирает возможность построения горизонтальной пятерки, заменяя ее на длинный ряд.