Рэндзю (англ. Renju, яп. 連珠), является стратегической настольной игрой, больше всего напоминающей по ходу игры крестики нолики, только вместо ряда из трех, нужно составить ряд их пяти и является разновидностью древней китайской логической игры Гомоку (Gomoku), что в переводе значит пять камней или пять камней в ряд.
Сейчас существуют строгие правила игры в рэндзю, но было время, когда люди играли по весьма примитивным правилам, и в некоторых ситуациях совершенно невозможно было сказать, победа ли на доске или ничья.
Теперь правила регламентируются Международной Федерацией Рэндзю (The Renju International Federation, RIF), которая не только курирует игру рэндзю и гомоку во всем мире, но и организует чемпионаты мира и другие интернациональные соревнования, тем самым привлекая все большее внимание к этой интересной игре.
История возникновения Рэндзю
Рэндзю – очень древняя игра, которая возникла в Китае во втором тысячелетии до нашей эры. Местом рождения этой игры официально считается долина реки Хуанхэ. В то время правила игры были значительно проще, чем сейчас и в течение сотен лет они не менялись.
Толчок к развитию произошел лишь в седьмом веке нашей эры, когда вместе с эмигрантами, игра перекочевала в Японию, где тут же приобрела огромную популярность, а вместе с ней и новое имя – гомоку, что в переводе означает «пять камней», или гомокунарабэ, что значит «пять камней в ряд». Тогда для игры использовалась доска для го, с разметкой в 19 на 19 линий.
За всю историю развития, игре было присвоено масса имен, среди которых не только довольно известное название гомоку, но и другие, менее известные: Какуго (Kakugo), Итсутсуиши (Itsutsu-ishi), Гобанг (gobang), Морфион (morphion).
Первая книга с правилами и стратегиями была издана в 1858 году и в то время игра называлась какуго. Но в то время правила игры были настолько простыми, что она зарождалась повсеместно, под разными именами.
Бытует мнение, что своему современному названию рэндзю, что означает «пять жемчужин в ряд», игра обязана Тэнрю Кобаяси (Tenryu Kobayashi), знатоку китайской поэзии, однако это мнение не уникально. Эту заслугу так же приписывают журналисту Рюику Курокаве (Ruikou Kuroiwa), а так же первому японскому мейдзину Гораку Такаяме (Goraku Takayama). Одно остается неизменным, впервые такое название было опубликовано в газете Yorozu-Chouhou 6 декабря 1899 года.
И именно начиная с этого года, японские игроки стали стремиться к более организованной игре. Стало очевидно, что при действующих в то время правилах, черные, вместе с первым ходом, получают огромное преимущество, которое при продуманной игре непременно приведет к победе. И тогда было принято решение усложнить правила, введя для черных запрет на построение вилки 3-3.
Но и этого было недостаточно для равновесной игры. В 1936 году Рокусаной Такаки были введены запреты на некоторые ходы (фолы), как например вилки 3х3, 4х4 и построение рядов из шести и более камней в ряд, а так же вилки кратностью более двух.
И в 1936 впервые игра приобрела собственную доску с разметкой 15 на 15 линий.
Сейчас, кроме действующих правил, в использование введен так называемый дебютный регламент, который определяет дополнительные правила и определяет порядок первых ходов.
В современные дни эта игра приобрела особую популярность, так как для игры достаточно обладать лишь листком бумаги и ручкой, ибо выставленные однажды камни не переставляются по доске, а соответственно, играть в нее можно где угодно, начиная от автобусов, электричек и самолетов и заканчивая парами в институте.