Правила Го неодинаковы для разных стран. В Китае и в Японии правила будут разниться, но общий смысл всегда будет одинаков. Существенным различием в правилах являются метод подсчета очков и то, каким образом завершается игра.
Различия в правилах игры могут в некоторых ситуациях влиять на использование стратегий, но в конечном итоге характер игры всегда остается неизменным, как и результат. Говорят, что различия в правилах игр создают проблемы лишь в одном случае из 10,000.
В этой статье мы рассмотрим основные правила игры, которые распространены в интернете, отдельной статьей коснувшись нюансов китайской и японской версий.
Основные правила игры в Го
Го, как и большинство настольных игр, является состязательной игрой, в которой может быть только один победитель. В игре принимают участие два игрока, один из которых играет белыми камнями, другой черными. Игра ведется на доске с разметкой 19х19 линий, создающих собой 361 пересечение, именуемое пунктами. Игроки по очереди выставляют на доску камни, обозначая границы территорий. Главной целью игры является окружение наибольшей территории доски, захват камней оппонента и контроль над пространством игрового поля. Тот игрок, под чьим контролем окажется большая территория, признается победителем.
Установленные на доску камни не могут быть перемещены, но могут быть сняты с доски, если окажутся в окружении. Оба игрока выставляют камни до тех пор, пока ни один из игроков не захочет делать следующий ход – это единственное условие окончания игры.
Когда игра заканчивается, происходит подсчет территории. Подсчитываются захваченные камни, территории и коми (компенсация белым за то, что они зходят вторыми) и таким образом определяется победитель. Игра может быть так же окончена сдачей одного из оппонентов.
Пошаговые правила игры в Го
Игра начинается с пустой доски, если игроками заранее не оговорена фора. Один игрок играет белыми камнями, второй черными.
Как мы уже говорили, доска может быть как 9х9, 13х13 и 19х19 линий.
Если игра происходит с неравными оппонентами, слабому игроку предлагается играть черными и выставить на стол несколько камней форы. По большинству правил, фора считается нулевым ходом и следующими ходят белые, но согласно правилам Инга, которые мы разберем позднее, фора не считается ходом и после ее выставления ходят черные.
Правила игры в Го — Дамэ или точки свободы.
Точки свободы, также именуемые дыхательными пунктами или дамэ, это пункты, незанятые прилегающие к камню по вертикали или горизонтали (не диагонали) и позволяющие камню «дышать». На диаграмме ниже дамэ обозначены как «Х».
Как мы видим, левый верхний камень имеет два дыхательных пункта, верхний центральный имеет три, ну а тот, что в центре доски – четыре.
Стоящие в непосредственной близости камни одного цвета, связанные в цепочку, образуют группы и делят дыхательные пункты между собой.
Камень или группа камней, окруженная вражескими камнями так плотно, что у нее не остается дыхательных пунктов, по правилам игры снимается с доски.
Правила игры в Го — Снятие с доски
Как мы уже говорили, лишив камней оппонента дамэ, мы можем снять их с доски. Перекрывая пункт за пунктом, рано или поздно мы оказываемся в положении атари – когда у камня или группы камней остался лишь один дыхательный пункт. Давайте рассмотрим на примере процесс окружения камней и снятия их с доски:
Но если на простых примерах все просто и понятно, с большими группами камней все может быть куда сложнее.
Из приведенных выше примеров становится понятно, что пока у камня или группы камней есть хоть один дамэ, они остаются на доске.
Запрещенный суицид:
Большинство правил запрещает игрокам заканчивать жизнь самоубийством, добровольно перекрывая себе последний дыхательный пункт. Но если такой ход ведет не только к самоубийству, но еще и к окружению оппонента и снятию его камней с доски, то он становится разрешенным.
На картинке выше мы видим пример разрешенного хода для белых, который на первый взгляд выглядит как суицид, но на самом деле является последним дамэ для двух верхних камней черных и влечет их снятие с доски. Такой ход разрешен.
Правило игры в Го — Ко
Правило Ко (劫)гласит, что игроки не могут повторять одну и туже позицию на доске. На простом примере ниже мы видим, что освобожденный после захвата черными пункт D17 является привлекательным для белых, но на него уже распространяется правило Ко. Если белые пойдут на него, черный камень будет снят с доски и ситуация повторится.
В такой ситуации белые либо пропускают ход, либо ходят в другом месте на доске. Черные могут закрыть пункт D17 камнем, образовав при этом прочную цепь из пяти камней. Если черные не закроют этот пункт, белые могут вернуться к нему после того, как черные сходят в любое другое место на доске. Повторение таких обменов называется борьба за ко.
Запрещенные действия:
Также, как и в шахматах, в Го действует правило: тронул камень – ходи. Если игрок выпустил камень из пальцев, его ход считается свершенным. Переходить он не может, а в случае, если он передвинет камень на другой пункт, ему засчитывается поражение.
Ход вне очереди также приводит к поражению.
Правила игры в Го — Завершение партии:
Любой из игроков в любое время игры может пропустить ход, то есть сделать пасс. Игра продолжается до тех пор, пока оба игрока не скажут пасс. Такая ситуация случается, когда на доске не остается пунктов, которые могут принести очки.
Те группы камней, которые остались на доске, но по всем признакам обречены на снятие, считаются пленными. Они снимаются с доски по окончании партии и территории под ними переходят черным.
Также в любой момент один из игроков, поняв безнадежность своей ситуации, может сдаться или выложить на доску несколько камней одновременно.
Подсчет территории и определение победителя:
Когда все ходы сделаны, самое время подсчитать захваченные территории и определить победителя. На примере вы можете видеть подсчет территории на доске 9х9.
Несмотря на то, что мы видим две почти одинаковые позиции, тут очевидно лидируют белые. Им принадлежит не только большая нижняя левая часть, но так же и правая нижняя и левая верхняя. Все пункты, отмеченные черными маленькими квадратиками принадлежат черным. В то время как белым принадлежит только правая верхняя часть. Почему так? Диагональный правый верхний и левый нижний сектора равны. Все дело в одном камне, находящимся в пункте А9, который убил всю группу белых в верхнем левом углу. Теперь не важно, в какой из пунктов белые поставят камень, эта группа будет мертва следующим ходом. Внизу справа у черных за счет пункта J1 группа все еще жива и прекрасно себя чувствует.
Неотмеченные пункты это дамэ. Они не принадлежат ни одному из игроков.
Теперь, произведя подсчет мы получим:
Черные:
23 живых камня + 24 пункта территории (включая заключенные камни белых) = 47 очков.
Белые: 14 живых камней +14 пунктов территории = 28 очков.
Черные выиграли.
Коми:
В начале партии белым присуждается определенное количество очков как компенсация за то, что они ходят вторыми. Для коми используется нецелая величина для того, чтобы избежать ничейного результата игры. Коми может быть как 0,5 очка так и 5,5, 6,5 и 7,5. Любое нечетное число очков на которое соглашаются оппоненты.
Теперь, когда вы знаете правила игры, самое время закрепить их, порешав задачи для начинающих.