Территория и эффективность в го
Зачастую игроки, только пришедшие в мир го, не понимают, отчего их ходы, кажущиеся правильными, совершенно неэффективны и в то время, когда им требуется сделать десять ходов на то, чтобы обозначить территорию, их оппоненты тратят пять или шесть, быстро и стремительно захватывая территории и не оставляя новичкам ни единого шанса.
Давайте на примере рассмотрим, что такое территория и как она выглядит. Помните, что территорией может называться только замкнутая группа камней одного цвета, устоявшая до самого конца игры.
На приведенном выше примере показано, как может быть закрыта территория в центре гобана, в углу или с боку.
Обратите внимание на то, как три примера отличаются друг от друга по эффективности. Несмотря на то, что все три варианта имеют по 9 пунктов территории, на захват углового ушло всего лишь 7 камней, в то время, как на захват центральной части ушло целых 16.
В живой игре го у нас вряд ли будет возможность потратить 11 или 16 камней на то, чтобы захватить 9, не так ли? Но мы можем за ход или два обозначить будущую территорию, которую нам нужно будет лишь подтвердить. Наш оппонент, конечно же, попытается предотвратить все наши попытки и забрать территорию себе, именно по этой причине нам так необходимо пользоваться лишь эффективными ходами, которые помогут нам быстро завоевать пространство.
Территория и эффективность в го в центре гобана
Давайте рассмотрим еще одну диаграмму и подумаем, чем отличаются приведенные на ней примеры:
Оба примера показывают обозначенную территорию, но на том, что справа, позиция эффективнее, так как даже если белые и попытаются прервать цепочку, мы легко можем закрыть территорию в соседнем пункте, а следующим ходом перейти в нападение, ведь, если посмотреть внимательнее, каждый из камней может легко соединиться с соседним всего за один ход.
Территория и эффективность в го в углу
На приведенном ниже примере показаны схемы окружения территории в углу.
Точно также, как и в центре, гораздо эффективнее тот пример, что приведен справа снизу, ибо требует меньшего количества камней, а захватывает точно такую же территорию.
Ну и последний пример удачных постановок камней для будущего закрытия территории:
Оба примера, приведенных выше, могут быть исполнены только в углах и являются высоко эффективными. Обе этих формы используются тогда, когда необходимо быстро и эффективно закрыть углы.
Территория и эффективность в го сбоку
На примерах ниже показаны эффективные ходы по созданию территорий с боку:
Представьте, что территория – ваш лагерь. Чтобы удержать ее, нужно ни под каким видом не дать противнику ввести туда свои камни. Боритесь за каждый пункт.
На приведенных выше примерах мы захватываем лишь 9 пунктов территории, что не так уж и много. Но это лишь примеры. Вы всегда можете сделать еще один прыжок через пункт или через два пункта, заявляя тем самым свои права на территорию.
Делая прыжок в два пункта, мы получаем больше территории за один ход, но состыковать камни с разрывом в два пункта сложнее, чем с одним, не так ли? Вы никогда не ошибетесь, выбрав прыжок в 1 пункт. Выбор зависит от вашего стиля игры. Но помните, прыжок в один пункт разрыва хоть и медленнее, но сильнее и говорят, что такой прыжок никогда не станет плохим ходом.
Но если в углах и по сторонам построить территорию не так сложно, то в центре совсем другая история. Построить территорию в центре нелегко, а удержать еще сложнее. Именно поэтому все ходы должны быть максимально эффективны, ведь говорят, что «в центре нет территории».
В этом и заключается парадокс го. Самый эффективный способ построить территорию в центре это не пытаться ее построить. Играйте по сторонам, а когда придет время борьбы за центр, вы непременно это увидите.